Ростов-на-Дону

сб: с 10:00 до 16:00
вс: выходной

Варикоз

Варикоз (лат. varix — расширение) — одно из самых распространённых заболеваний сосудистой системы, охватывающее четверть населения планеты. Варикозная болезнь возникает в результате патологической деформации вен, проявляющейся в их расширении, удлинении и извитии. Варикозное расширение вен сопровождается истончением сосудистых стенок и функциональными нарушениями клапанного аппарата. Процесс имеет тенденцию к прогрессированию и ведёт к возникновению целого ряда сопутствующих системных и локальных заболеваний. Чтобы остановить варикоз, требуется лечение и профилактика — самоизлечение в данном случае невозможно.

Механизм патологической трансформации

Проблемы с венозными сосудами имеют разные зоны локализации и могут затрагивать как внутренние органы, так и внешние участки тела. Наиболее уязвима область нижних конечностей, так как на неё приходится основная нагрузка, связанная с оттоком крови от периферии к центру. Именно в сосудистой системе ног происходит разворот кровотока в направлении к сердцу. Венозный возврат крови происходит за счёт остаточного артериального давления и мышечных сокращений. Бесперебойная циркуляция обеспечивается посредством работы клапанного аппарата. Дисфункция клапанов приводит к созданию избыточного давления в сосуде и последующей его деформации.

Признаки варикозной болезни

Клиническая картина может быть представлена симптоматикой различного характера и зависит от степени развития патологических изменений, а также — локализации процесса. Начальные стадии проявляются как:

• сосудистые паутинки (телеангиоэктазии);
  • выступающие вены, узлы, уплотнения;
  • болезненность вен;
  • ощущение тяжести и распирания в ногах.

При длительном нарушении венозного оттока, которому сопутствуют трофические изменения мягких тканей, развивается хроническая венозная недостаточность. В этом случае к первичным симптомам присоединяются:

• отёчность в области голеней, голеностопных суставов и стоп;
  • пигментация и уплотнения на коже;
  • застойный дерматит (варикозная экзема);
  • лимфедема (застой лимфатической жидкости);
  • тромбофлебит (воспаление венозной стенки);
  • кровоточащие варикозные узлы.

Каждый из перечисленных симптомов — показание для обязательного обращения к врачу. Флебологи МЦ «Горздрав» обладают многолетним клиническим опытом лечения варикоза. Наши специалисты проведут комплексную диагностику с применением высокотехнологичного оборудования и разработают оптимальную тактику лечения с учётом индивидуальных особенностей каждого пациента.

Методы диагностики

На первичной консультации врач собирает анамнез и проводит внешний осмотр, оценивая состояние кожных покровов и подкожной клетчатки, количество и выраженность сосудистых звёздочек, выступающих вен, отёков и т.д. Для определения проходимости вен и проверки работы клапанного аппарата могут быть назначены функциональные пробы на венозную недостаточность (жгутовые пробы). В редких случаях применяются аппаратные инвазивные технологии с введением контрастного вещества (рентгеноконтрастная флебография, компьютерная томография).

В современной медицине предпочтительным способом диагностики варикозного расширения вен считается ультразвуковое исследование вен нижних конечностей. Самым информативным и точным вариантом сонографии является дуплексное сканирование, сочетающее доплерографию и традиционное УЗИ. Полученные данные позволяют оценить параметры кровотока (скорость, вектор движения, объём крови) и анатомическое строение сосуда (диаметр просвета, состояние стенок).

Способы лечения

Лечение варикоза включает целый комплекс мероприятий как терапевтической, так и хирургической направленности. Для достижения максимально выраженного долговременного эффекта методики могут комбинироваться или чередоваться. Основные из них:

• консервативные (медикаментозное лечение, компрессионная терапия, лечебная физкультура). Нацелены на купирование проявлений начальных стадий заболевания и профилактику более серьёзных поражений сосудов;
  • внутрисосудистые (склеротерапия, лазерная и радиоволновая коагуляция). Принцип метода основан на физическом или химическом воздействии на венозный эндотелий. Результат процедуры — слипание стенок сосуда с последующей его трансформацией в структуру из соединительной ткани;
  • хирургические (флебэктомия, минифлебэктомия). При значительном поражении вен и окружающих тканей проводится удаление пораженных сосудов или их участков.

В случае нехирургического подхода варикоз предполагает длительное лечение с возможностью лишь приостановить необратимый патологический процесс. Хирургическое вмешательство быстро избавляет от проблемы, но требует дальнейшей поддерживающей терапии. Среди инвазивных способов лечения наименее травматичными являются внутрисосудистые техники. В отличие от полноценной хирургической операции, они не оставляют никаких следов вмешательства.

Для предотвращения рецидивов заболевания пациенту рекомендуется соблюдать комплекс профилактических мер, который включает специальную диету, регулярные спортивные нагрузки (плавание, велосипед), использование компрессионного белья и т.п. Особое внимание состоянию вен следует уделить людям с избыточным весом и генетической предрасположенностью к варикозному расширению вен. Кроме того, факторами риска являются периоды беременности, менопаузы и других гормональных перестроек организма.